Поиск:


Реклама
Смотрите также

С ветерком по жизни - выбираем велосипед


Одни умные люди изобрели колесо, другие умные – придумали велосипед, третьи – гениальные и самые обычные граждане – сегодня имеют возможность и удовольствие пользоваться трудами рук первых и вторых. И действительно, даже в слаборазвитых странах трудно найти тех, кто никогда бы не пользовался этим простым, но удивительным устройством. Более того, в жизни современных людей велосипед завоевывает все большую популярность.


Сегодня в мире используется более миллиарда велосипедов, поэтому велосипед — самое распространённое транспортное средство. Но, скажем честно, не только транспортное, потому как по степени ощущений от пользования отдельными моделями, этот агрегат может относиться и к миру развлечений и особого рода удовольствий.


Чтобы насладиться владением и использованием велосипеда, его для начала необходимо выбрать из 10, а то и 15 различных семейств машин, именуемых общим названием «велосипед». Поэтому хорошо бы для начала разобрать, что к чему в закономерностях велосипедного мира, и чего можно ждать от агрегата.


На сегодняшний день существует четыре основные «семьи» велосипедов: городские, шоссейные, горный и специальные (например, детские или триальные...). Все остальные машины представляют собой межвидовые гибриды.
Одно из самых популярных семейств — горный велосипед, или MTB (mountain bike), который изначально предназначался для скоростного спуска с горы. Сегодня горным велосипедом называют любой велосипед, предназначенный для езды вне дорог. Основные особенности механизма - широкие шины, мощные колёса, амортизационная вилка, иногда задняя подвеска. Создатели таких велосипедов, учитывая предстоящие нагрузки на них, помимо особо прочной рамы увеличили дорожный просвет, высоко расположив систему передних звездочек, шатунов и педалей. Диаметр колес обычно 26-27 дюймов, есть два переключателя скоростей на 18-27 передач – передний и задний.


Это если говорить о горном велосипеде в общем. Но в общем говорить не приходится, поскольку это семейство подразделяется на подвиды.


Обычный горный велосипед (к примеру, Giant Boulder, Peugeot First Track, Author Solution, Profile,) особенен тем, что обладает жесткой рамой без амортизаторов, так называемый Rigid. Со всей амуницией весит около 12-15 кг, которые вместе с человеческим весом сверху устойчиво движется как по бездорожью, так и на высоких скоростях на шоссе. Для шоссе обычно ставятся покрышки “слик” или “полуслик”, а для грунтовых дорог, и дорог без дорог - более массивные с глубоким протектором. Естественно, мысль о том, чтобы таскать с собой запасные шины на случай резкого изменения дорожного покрытия, совершенно не прельщает. Поэтому лучше сразу ставить те покрышки, которые будут нужнее чаще всего. Стоит агрегат от $200 до нескольких тысяч долларов.


Так называемый хардтейл (hardtail — с английского переводится “жесткий хвост”. К ним относятся Merida Kalahari 580, Giant Terrago, Scott Voltage YZ 3) – один из самых распространенных среди горных велосипедов с передним амортизатором и классической рамой. Все, что касается рамы – такое же, как и у предыдущего типа, но амортизатор на передней вилке «жесткохвостого» заметно снижает «дребезжание картинки» в глазах ездока на грубой, ухабистой дороге. Весит это диво в зависимости от качества рамы и навески от 9 до 14 кг, а стоит от $300 до все тех же нескольких тысяч.


Существует также тип Софттейл (SoftTail) - велосипед с амортизатором на передней вилке, у которого перья заднего треугольника имеют особую геометрию для дополнительной амортизации. Бывает, что вместо таких перьев устанавливают короткоходные амортизаторы. Обычно такие велосипеды очень дорогие и предназначены для кросс-кантри.


Особенность двухподвесочного горного велосипеда (full-suspension) заключается в специальной конструкции рамы, предусматривающей амортизацию обоих колес. Модели экстра-класса предполагают повышенную комфортность, но собратья поменьше в цене и уровне работой передней и задней подвесок могут “съедать” часть усилий велосипедиста при нажатии на педали. Например, по данным некоторых специалистов, при крутых подъемах амортизированные велосипеды требуют на 20% больше мускульных усилий по сравнению с неамортизированными велосипедами. Такие велосипеды ограничены в функциональности своей конструкцией. На них невозможно установить вместительных багажник, чтобы ставить, например, рюкзак. Модели «двухподвесов» могут идти на основе как алюминиевой рамы, так и стальной. В первом случае велосипед, естественно, легче – около 14 кг. Ценовой диапазон может варьироваться от 400 до 6 тысяч долларов США (например, «легкие» модели Merida Fireball, Scott G-Zero FX 25 или более прочный «тяжеляк» Downhill (Giant DH Team).
Велосипеды серии BMX (от Bike MotoCross) предназначены в основном для выполнения трюков или участия в гонках по пересеченной местности. Они отличаются достаточно небольшими размерами. К этому семейству относятся A-one, Giant Brass, Massacre и стоят они от $400.


А так называемые Dirt Street-велосипеды предназначены для городского катания, прыжков и триальных трюков. Они обладают особо жесткими рамами и надежными компонентами навески. Желающий приобрести такую модель должен быть готовым выложить за нее не менее $600.


В целом горные велосипеды - это велосипеды с прочной и легкой рамой особой геометрии и дополнительными элементами, усиливающими места сварки, поэтому все компоненты и узлы хороших горных велосипедов имеют повышенную надежность, рассчитаны на работу в условиях сильного загрязнения. Особенно это относится к тормозам и переключателям.
Маунтинбайк имеет передний (обычно на 3 звезды) и задний (обычно на 6 - 9 звезд) переключатель скоростей, рукоятки переключателей находятся на руле - передние и задние звезды дают суммарный набор передач от 18 до 27.
Так же отличительной чертой MTB велосипедов можно назвать тормозную систему – зачастую консольные тормоза типа V-brake или же дисковые тормоза. Такие системы в условиях повышенной загрязненности ведут себя заметно лучше клещевых систем на других типах велосипедов.


Но есть у «горняков» и недостатки – он будет менее комфортен при езде по асфальту — из-за толстых покрышек, глубокого протектора и передач, рассчитанных на пересеченную местность. Правда, поставив на переднее колесо или даже на оба узкую покрышку “слик”, можно сделать езду по шоссе вполне комфортной.


Еще одно отдельное семейство — шоссейные велосипеды (или road bike). Основное назначение машины - быстрая езда по асфальтированным дорогам. Агрегату присущ тонкий и лёгкий корпус, гнутый нисходящий руль, узкие шины на колесах 27”, с 12-27 скоростями. На передней каретке большинства “шоссейников” 2 звездочки. Конструкция велосипеда такова, чтобы сделать комфортным достаточно длительное путешествие по хорошему дорожному покрытию. Масса шоссейных велосипедов обычно меньше, чем у горных, в основном за счет менее жесткой рамы. Качественные модели стоят от $400 и выше, иногда намного выше. В ряды «шоссейников» зачислены такие модели как Giant Peugeot ProLog 200, Author A7703.
Веломашины этого типа более сложны в обслуживании, склонны к появлению “восьмерок”, но благодаря тонким покрышкам, легким рамам и системам передач, ориентированных на высокую скорость, они лучше всего подходят для долгой езды по асфальтированным трассам, так что можно без особых проблем проезжать по 80-100 км в день. Но при выезде с шоссе ждите проблем – ездить по «природным» дорогам на таких велосипедах трудно.


Следующим видом велосипедов идут машины под общим названием «гибриды» - промежуточным вариантом между шоссейным и горным велосипедом. Гибридные велосипеды обладают 28-дюймовыми колёсами, как и шоссейные, но несут на себе оборудование – передачи, тормозные системы и т.д., как горные. К этому виду относятся, например, Airline Horison, Giant Cross K-5. Они обеспечивают большую скорость по сравнению с горным при передвижении по дорогам, но в то же время более массивны и крепки, чем «шоссейник». Гибриды хороши как для достаточно долгих поездок по шоссе, так и движения по грунтовкам. Длительная поездка на таком утомляет меньше, чем на горном велосипеде, за счет большего диаметра колес и более тонкой резины. Масса гибрида сопоставима с массой горных велосипедов, а цена «среднячка» колеблется от 200 до 600 долларов.


Интереса ради стоит отметить также существование гоночных, трековых, грузовых, детских велосипедов, лигерадов, на которых можно ехать полулежа и т.д. и т.п.


Обычно, впервые попав в веломагазин, потенциальный покупатель зачастую теряется среди множеств одинаковых на вид, но разных по цене моделей. Разгадка такого явления лежит в материале рамы или классе навески - системы переключения передач, каретки, звездочек, тормозов и т.п. Как правило, стоимость навешиваемого оборудования равняется стоимости одной-двух, изредка трех, рам.


Покупая первый велосипед, лучше отдать предпочтение модели с достаточно простой рамой — без амортизаторов или с амортизатором на передней вилке. Любой материал, из которого изготавливают рамы, имеет преимущества и недостатки. Самые дешевые стальные рамы, к примеру, заметно тяжелы, но не так подвержены «усталости» и реже ломаются. Хромомолибденовые рамы выигрывают в весе у стальных, но не отличаются особым ассортиментом - грамотно сваренные рамы сложно изготавливать, сам материал дорогостоящий, что отражается на цене изделия. Алюминиевые рамы легки и прочны, но менее долговечны, и если ломаются, то ломаются внезапно. Алюминий, кстати, используется разный. Считается, что чем меньше номер сплава, тем выше его качество. Но многое зависит от конструкции конкретной модели рамы. Приобретение рамы на основе других материалов - композиты (кевлар), титан - для первого велосипеда обоснованно лишь финансовыми возможностями и особым желанием покупателя.


Все же любая рама имеет собственный "характер", поэтому опытные велосипедисты рекомендуют перед покупкой велосипеда покататься на аналоге, чтобы попытаться почувствовать «железного коня». Например, некоторые рамы поглощают усилия, которые прикладываются к педалям. Они деформируются, так что возникает ощущение потери скорости.


При выборе велосипеда очень важно подобрать размер рамы именно под себя. Каждая модель велосипеда выпускается фирмой в нескольких размерах. Оным считается расстояние от оси каретки до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырем и измеряется в дюймах. Существует несколько ростовок, помогающих определиться с размером рамы. Но стоит помнить, что принципы подбора отличаются в зависимости от типа велосипеда, для экстремальных моделей цифры необходимо немного «понизить». 14" рама подойдет для человека ростом 135-155 см, 16" будет достаточно для 150-165 см человека, 18" раму может выбрать велосипедист ростом 1650178 см, 20" - 175-185 см роста, 22-дюймовая рама необходима человеку ростом в 185-195 сантиметров, и рама в 24" подойдет для людей ростом за 2 метра.

Все же следует помнить, что раму надо подбирать, отталкиваясь от особенностей строения тела конкретного человека.

По так называемой формуле Эйнштейна ваш размер рамы можно определить так: измерьте длину ног, умножьте полученный результат на 0.56, а полученное число разделите на 2,54 – в итоге получите ваш размер.

Ну и основное, и самое простое правило выбора размера рамы - стоя с байком между ног на ровной поверхности, вы должны иметь возможность присесть на ширину ладони (7-10см). В основном это принято во избежание несчастных случаев при резком, аварийном соскакивании с велосипеда.

Ваш вес также влияет на выбор агрегата. Например, горные велосипеды проектируются для людей весом до 120 кг. Если ваш вес приближается к этой цифре или превышает ее, то следует обратить внимание уже не на раму, а на обода - они должны быть двойными. Или же обратить внимание на экстремальные велосипеды, рассчитанные на высокие нагрузки.


Выбирая навесное оборудование – все то, что навешивается на раму: переключатели, тормоза, тормозные ручки, передняя система, кассета, цепь, втулки, картридж, тросики - необходимо понимать, что большинство технических “наворотов” может оказаться попросту лишним. Например, редкий любитель во время поездки сможет отличить систему переключения передач класса Deore и класса Altus фирмы Shimano, хотя по цене велосипеды отличаются существенно. Кстати, на велосипед не всегда ставят оборудование одного класса. Иногда передний переключатель, система переключения передач и тормоза велосипеда на 1-2 класса ниже, чем остальное оборудование. В любом случае, нужно остерегаться никому неизвестного оборудования. Прежде чем выложить деньги за навеску, поинтересуйтесь у опытных знакомых или хотя бы поищите информацию о производителе, например, в Интернете. Для начинающего велолюбителя вполне достаточно оборудования класса Altus — Alivio от Shimano и ESP 3,0 — ESP 5,0 от SRAM.


В конце концов, при выборе велосипеда – а выбор этот делается не на один день – старайтесь не гнаться за ценой, но и не дешевить, потому как плохое качество может дать о себе знать в не самое подходящее время где-нибудь в Крымских горах или в поле в 120 километрах от ближайшего населенного пункта. Бегите от агрегатов, в конструкции которых больше пластмассы, чем металла. Не покупайтесь на цветастые наклейки “Super”, “The Best” и прочее. Солидные производители попросту указывают, из чего изготовлена та или иная деталь, добавляя собственную марку и класс оборудования.

В известном мультфильме «Трое из Простоквашино» герой Почтальон Печкин сказал: «Я раньше почему таким злым был? Потому что у меня велосипеда не было!» Видимо, подходящую модель выбрал. Иначе бы злым был не без велосипеда, а с ним. Применив при выборе велосипеда вышеизложенные принципы, вы минимизируете сосредоточенность на механике, и сможете насладиться без отвлечений чудным ощущением движения – то ли среди гор, то ли в полях или деревне, или же просто в городе, промчавшись после работы летним вечерком по паре близлежащих кварталов.

Назад